Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Внимание! Важные изменения при добавлении учащихся

Домашнее задание по музыке: надо ли его делать с ребёнком?

Дата: 11 ноября 2014 в 23:32, Обновлено 31 января 2016 в 00:32

Домашнее задание по музыке: надо ли его делать с ребёнком?

 

statyi_mini_dz

Домашнее задание ребёнка в общеобразовательной школе, его качественное выполнение, обычно контролируется родителями. Особенно, если речь идёт о младших классах. И это правильно. При этом домашнее задание по музыке вызывает лёгкую растерянность: чем я могу здесь помочь, что я в этом понимаю?

 

Давайте разбираться вместе. Нужно ли вам музыкальное образование, чтобы отличить хорошего певца-профессионала от безголосого дилетанта? Должны ли мы сначала закончить театральный институт, прежде чем сможем оценить игру актёра, или и без этого видно, кто чего стоит?

 

Разве мы не оцениваем таким же образом уровень специалистов по фигурному катанию, художников, поэтов? Именно этим мы и занимаемся постоянно: дилетанты дают оценку профессионалам, причём в искусстве это особенно просто – всё очевидно!

 

1.Поэтому первый контроль на уровне: «хорошо — плохо», «нравится — не нравится» можно делать смело, без всякой подготовки. Конечно, вашего интуитивного ощущения ещё недостаточно, чтобы оказать ребёнку реальную помощь в выполнении домашнего задания, однако знайте, что кое-что вы и в этой сфере понимаете. Итак, прежде всего надо снять страх неуверенности в себе.

 

2.Второе, что я очень настоятельно вам советую: начните учиться музыке вместе с ребёнком. Сделайте это, даже если такая мысль на первый взгляд кажется вам дикой. Просто начните. Не надо проходить с ним всю программу музыкальной школы, достаточно пройти какое-то время самое начало пути, но именно вместе со своим ребёнком.

Ходите вместе на уроки музыки, делайте то же, что задают ему. Это обязательно увлечёт вас. Кроме того (и это главное!): ничто на свете так не сближает людей, как совместная трудовая деятельность!Ваши отношения с детьми станут ещё ближе, у вас появится общий предмет, который вы оба осваиваете с нуля, на равных, вы становитесь как бы школьной подружкой. Это просто обалденная модель отношений – попробуйте!

 

3.В-третьих, и это тоже очень важно, в процессе обучения появится элемент соревнования, это всегда вызывает азарт, повышенный энтузиазм. Мало того, очень скоро ваш ребёнок начнёт вас обгонять, и это обязательно даст ему дополнительный стимул для занятий – успех всегда окрыляет, а в данном случае он обогнал даже маму, которая всегда всё знает лучше! Это – серьёзная победа!

 

4.В-четвёртых, даже проходя с ребёнком один или два года на уроки, вы уже начнёте гораздо лучше ориентироваться в том, что пугало и казалось вам недоступной крепостью. По крайней мере, если не на практике, то теоретически вы начнёте прекрасно разбираться в сути тех заданий, которые получает ваш ребёнок и вам будет совсем не сложно ему помогать в случае необходимости.

 

5.Освоив даже самые азы музыкальной грамотности, вы будете уже по-другому относиться к звучащей академической музыке, будете иначе её слышать и точнее оценивать, научитесь получать от неё большее удовольствие, чем раньше. Другими словами, вы тоже получите дополнительное развитие в качестве приятного бонуса.

 

Как же всё-таки конкретно имеет смысл заниматься с ребёнком дома? На том этапе, когда вы проходите материал вместе, делайте и уроки по музыке совместно. Позднее, когда вы отстанете (или вам надоест напрягаться), достаточно просто прочитать дневник и напомнить ребёнку несколько вещей.

 

1. Любая работа, не только за роялем, должна быть целенаправленной. Это очень важный навык, которому учит музыкальная школа. Когда ваш ребёнок учит уроки, заданные в общеобразовательной школе, вы не можете знать, насколько интенсивно он это делает: ну сидит за столом – это видно. А вот чем заняты его мысли? Может, они очень далеки от предмета?

 

У нас же всё очень хорошо можно слышать. Поиграть на пианино «просто так, для удовольствия» можно после выполнения работы (и такое «свободное музицирование», а ещё лучше, собственная импровизация, даже очень желательны).

Сначала же, на свежую голову, надо чётко выполнить задание буквально по пунктам, обозначенным в дневнике. Вы можете даже не сидеть рядом, но, готовя на кухне обед или сидя за компьютером, вы всё равно улавливаете звуки и можете вмешиваться, если слышите, что началась уже не «работа», а «игра».

 

 2. Имейте в виду, что ни один учитель музыки не приветствует во время работы игру произведения от начала до конца. Это не работа, это игра. А для работы берётся очень небольшой участок текста (чем он меньше, тем лучше, тем быстрее идёт процесс).

Поэтому, если вы слышите звучащий большой эпизод музыки – смело можете сделать замечание на эту тему. Иногда мы даже берём в работу не весь такт, а часть его, то есть в звучании это займёт всего несколько секунд.

Иногда работа ведётся на таком же маленьком участке, но только одной рукой и лишь после этого идёт соединение двумя. То есть, работа – это когда многократно проигрывается очень небольшой отрезок текста с целью решить в нём определённую задачу, добиться нужного звучания.

 

 3. Вы можете прислушаться и в случае необходимости сделать замечание по поводу грубого, стучащего звука, однообразия в нюансировке (вы ведь в состоянии понять, что в звучащей музыке мало оттенков динамики, то есть всё играется монотонно, одним звуком). В музыкальном исполнении всегда присутствует разнообразие динамических градаций (тише — громче).

 

 4. Если вы слышите, что в игре ребёнка идут постоянные сбои в одном и том же месте, значит — он просто ленится остановиться и специально поучить именно эти пару тактов. Было бы неплохо ему напомнить, что учить надо именно то, что не получается, а не всё подряд.

 

 5. Думаю, что большинство из вас в состоянии услышать грязную педаль (это когда одновременно остаются звучащими много звуков, дающих неприятные для слуха наслоения чужеродных гармоний, а иногда даже соседних звуков). По крайней мере, последите, чтобы взятие педали не сопровождалось стуком ноги о педальную лапку.

 

 6. А вот против периодического «выскакивания» из-за инструмента я бы не возражала, если это вызвано усталостью от усердной работы. Минут через 20 можно себе позволить прерваться ненадолго, освежить голову. Несколько коротких «подходов к снаряду» более продуктивны, чем один длинный.

 

Конечно, не всегда вы присутствуете дома. Но можно договориться, чтобы в ваше отсутствие ребёнок делал уроки общеобразовательной школы, где вы можете лишь проверить результат.

А вот в занятия музыкой вы как раз можете вмешиваться в процессе их выполнения, поэтому лучше, если вы будете слышать, как выполняется домашнее задание музыкальной школы.

 

http://tatzilbert.ru/domashnee-zadanie-po-muzyike/ (Статья Татьяны Зильберт педагога с 30 стажем)

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.